Человечество
вошло в такую эпоху, где без сомнения бал правят высокоточные технологии и
машины. До сценария «Терминатора», конечно, еще далеко, но очевиден другой факт
– для обращения с такой техникой и ее развития нужны глубокие познания.
Причем не отдельных индивидов, а общества в целом. И вот здесь, как раз, огромную роль играет система подготовки профессиональных и научных кадров. От нее напрямую зависит формирование багажа знаний и понимания перспектив дальнейшего развития.
Причем не отдельных индивидов, а общества в целом. И вот здесь, как раз, огромную роль играет система подготовки профессиональных и научных кадров. От нее напрямую зависит формирование багажа знаний и понимания перспектив дальнейшего развития.
Очевидно,
что для достижения стабильных тенденций необходимы непрерывные и
акцентированные инвестиции в образование и науку. Причем капиталовложения
должны быть не только со стороны государства, но и большого бизнеса, ведь в
конечном итоге именно на них и рассчитана подготовка.
Мировые тенденции
Проблема
упадочного состояния экономики стран бывшего СССР во многом связана с
отсутствием технологий, рынков сбыта, поддержки со стороны государства. Но даже,
если все это предоставить каким-то мановением волшебной палочки, то вряд ли
ситуация сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, не так быстро и
решительно.
Еще одной
весомой причиной застоя является реальный разрыв между наукой, образованием
(профессиональным и высшим) и действующим производством. Что говорить, если
даже ведущие вузы России, Украины и ряда других республик из года в год не
попадают в мировые рейтинги качества обучения. Лишь малая доля выпускников
может найти работу по специальности, да еще с хорошим окладом. Для примера в
той же Канаде, большую часть территории которой составляет ледяная тундра, 95%
выпускников колледжей трудоустраиваются впервые полгода после окончания учебы.
Начальный доход у большинства составляет порядка 30-40 тысяч канадских долларов.
Во всем
мире, как и в России, действует парадокс, согласно которому работодатель
предпочитает нанимать молодежь, но с определенным опытом в профессии. И если у
нас это утверждение воспринимается практически, как нонсенс, то на Западе, где
образование тесно интегрировано в экономику – реальность. Еще до окончания вуза
студенты успевают заработать нужный для старта багаж знаний на практических
занятиях.
Такие
показатели возможны только при заинтересованности со стороны государства и
бизнеса в подготовке квалифицированных кадров под современные требования.
Возвращаясь к той же Канаде, приходится признать, что уровень инвестиций со
стороны государства здесь составляет порядка 90% от их общего объема. Такой
подход позволяет стране регулярно входить в тройку лидеров по индексу развития
человеческого потенциала.
Теоретические основы инвестиций
Рассматривая
государственную и частную поддержку образовательной программы, необходимо
выделить такой термин, как «человеческий капитал». Определений у него предостаточно,
но если изложить кратко, то это интеллект, здоровье, знания, качество жизни и
трудовые условия. Все это создает необходимые предпосылки для комплексного и
стабильного развития инноваций в экономике страны.
Этот
показатель является, возможно, даже более важным, чем все природные ресурсы.
Ведь именно благодаря ему создаются технологии обращения с ними. Инвестируя в
образование, государство создает необходимый плацдарм для стремительного прыжка
в развитии, но этот процесс сопряжен с такими особенностями, как:
- Отложенный эффект. Со времени начала инвестирования и до получения дивидендов проходит значительный период;
- Вложение и потребление. Существует реальная связь между инвестициями и потребительской заинтересованностью.
Согласно
общепринятой теории, инвестиции в образовательную сферу могут дать ощутимый
результат при соблюдении таких условий:
- требования к содержанию образовательной программы должны соответствовать стратегии экономического развития;
- непрерывный мониторинг востребованности тех или иных профессий;
- формирование госзаказа на базе данных рынка труда и прогностических исследований динамики сектора;
- создание условий для максимального трудоустройства выпускников (вспомним опыт той же Канады и ее 95% в этом плане);
- создание необходимых условий для постоянного совершенствования квалификации.
Если
говорить об объемах инвестиций, то в России они составляют примерно 36 тысяч
долларов в год (имеются ввиду вложения из расчета на
одного научного сотрудника). Для сравнения, в Южной Корее, где находятся
крупнейшие мировые автомобильные и приборостроительные корпорации, этот
показатель составляет порядка 100 тысяч долларов. Результат, как говорится, на
лицо.
Подробно
данная тематика рассматривается в одноименной радиопрограмме станции «Столица
ФМ»:
«Инвестиции в образование и науку»
Понравилась статья?
Подписывайтесь на блог. Самые свежие статьи для вашей эффективной торговли.
Предыдущие новости:
Горячие обсуждения трейдеров: